Беседа с экспертом. Психотерапевт Олег Андреенко.
Нашим ноябрьским гостем стал семейный и психотерапевт Олег Андриенко. Мы поговорили о том, что такое танатотерапия, как использовать телесно-ориентированный подход к лечению спастики и почему детям важно не только читать, но и придумывать сказки.
Здравствуйте, Олег! Спасибо, что согласились стать нашим гостем. Расскажите нам о своем пути в психотерапию.
Сперва, как и Любой врач, я пришел в традиционную медицину. Окончил медицинский университет и получил базовое образование в Украине. Стал семейным врачом. Специальность, которую я получил в Украине называется «Народная медицина». Это образование государственного образца.
С практикой, принимая у себя клиентов, я начал замечать, что есть случаи, когда можно очень долго лечить человека, использовать самые современные и действенные методы, но толка – нет, появляются рецидивы. Тогда я понял, что у некоторых людей психосоматическая составляющая – основная. Поддерживать их здоровье без психотерапии невозможно. Тогда я обратился к психологии.
Приведу пример, я очень люблю профилактическую медицину. В случае с инфекциями важнейшее в организме – это иммунитет. Если иммунитет хороший, то человек не заболеет. А хороший иммунитет – это психологическая устойчивость.
Так я пришел к психотерапии, овладел телесно-ориентированным подходом и танатотерапией, стал супервизором и тренером. Конечно, я также принимаю и клиентов. Кроме этого, владею способом эмоционально-образной, системно-векторной и вербальной терапии.
Телесно-ориентированный метод подходит для работы с детьми с ДЦП?
Да, если ребенок в состоянии полежать какое-то время спокойно, без сознательных движений. Я не говорю про судороги и те движения, которые он не в состоянии контролировать. Если он способен контролировать свою активность, этого достаточно для включения в танатотерапию. Она очень мягко и бережно уменьшает спастику, очень хорошо работает с повышенным тонусом.
В моей практике танатотерапию я сочетаю с другими методами терапии и с массажем. Правильно сделанный массаж, су-джок терапия или тайский массаж хорошо работают с теми, у кого повышенный тонус.
Подходит ли метод для работы с детьми с несобранным интеллектом?
Все очень индивидуально и становится ясно только на сеансе терапии. Некоторые мамы помогают детям включиться в работу, нежно берут ручку, ножку и голову ребенка и помогают мне работать с телом. Это называется «телесная магия» сделает «телесную магию», ничего общего с магией, конечно, не имеет, просто такое название.
Работа направлена на мышцы, конечности и кору головного мозга, особенно работает, если нарушение проводящей системы находится на уровне позвоночника. Движения очень растянуты во времени и поэтому импульс доходит до мозга.
Отдельного упоминания построен факт, что у меня есть коллеги, у которых тоже есть ДЦП. Да, в их исполнении телесно-ориентированная терапия и танатотерапия выглядит странно, но она работает. Они сами повысили свою подвижность и стрессоустойчивость, а теперь делятся знаниями и опытом с другими.
Как происходит сеанс?
Приходят родители с ребенком-подростком, я объясняю что с ним будет. Говорю с родителем. После этого клиент решает, подходит ему метод или нет, готов он к такому сеансу или еще нет. Родители или выходят, или сидят недалеко от нас.
Ребенок ложится на коврик. Дальше в тишине или с музыкой я с ним работаю. Разговорный компонент очень короткий и не всегда похож на классический сеанс у психотерапевта. Танатотерапия больше про покой.
В процессе терапии происходят метаморфозы, которые окончательно показывают подходит метод или нет. Это ощущается на первом сеансе. Никто никого не мучает.
Можно определить заранее, подойдет метод ребенку или нет?
Критериев, кому подойдет метод, кому нет – не существует. Определить то можно только на личной встречи. Можно увидеть, что у ребенка расслабляются ладошки, выпрямляется голова. Как будто ему 2 часа в бане массаж делали. Постепенно уходит спастика. Причем результат может быть виден даже у тех, кого ярко выражена спастика.
Основная цель – расслабление мышц и ума.
Может к вам обратиться человек, у которого классическая проблема. Например, плохие отношения со сверстниками?
Да. Наши проблемы – это не только реагирование социума на нас, но и наше реагирование на себя и на социум. Если подросток начинает ненавидеть свое тело, он начинает транслировать это, остальные чувствуют, видят.
А танатотерапия позволяет принять свое тело. Даже такое тело, с ДЦП, – это здорово! Оно есть! Ты можешь управлять им. Сначала плохо, потом лучше. К телесно-ориентированному подходу подбирается дополнительный подход разговорной терапии. В зависимости от того, с чем пришел ребенок. Его проблема про агрессию? Нелюбовь? Неуверенность? Страхи? Нехватку внимания? То есть спектр колоссальный.
Какие дополнительные методы психотерапии вы считаете наиболее эффективными для детей?
Я подключаю арт терапия и эмоционально-образную терапию. Так ребенок принимает себя и повышает свою ценность в своих же глазах. Он начинает рисовать и видит, что он это может. У детей с ДЦП очень развита фантазия. У них в голове столько миров, что они придумают то, чего другой ребенок никогда не придумает. И это их суперсила.
Теперь он знает, что он не бедный-несчастный, он уникальный и он может показать своему миру исключительность.
Нужно ли работать с родителями ребенка?
Очень важно родителей подключать в работу. Родителю важно понять, что мир ничего не должен, не надо обижаться на мир. Надо работать с семейной системой.
Родители часто проживают период одиночества в самоизоляции. Они не только не чувствуют поддержки, но и неосознанно избегают ее. Они считают себя наказанными, появляется гипертрофированное чувство вины и даже агрессии. В этот период редко кто обращается к терапевту, только если до этого был в терапии.
Знайте, психотерапевт – это тот, кто поддержит в любой ситуации и нельзя стесняться. За поддержкой нужно идти. Как только появляется адекватный взгляд на мир и социум, все начинает преображаться.
Сколько сеансов терапии необходимо, чтобы ощутить результат?
Для первого результата бывает достаточно одного сеанса. Для стабильного – от 5-20. Все очень индивидуально. Некоторые уже на 2-3 сеансе выходят на плато и тогда они решают покинуть терапию. Я не против – приходите в следующий раз, когда я вам понадоблюсь.
Например, такие случаи бывают, если у ребенка страх перед экзаменом. В таком случае приходят на 1-2 сеанса, убирают страх, сдают экзамен и живут дальше. Но, если они остаются в длительной терапии, то у такого ребенка уходит быть лучшим, кому-то что-то доказывать.
Как выбрать метод психотерапии?
Родители выбирают то что ближе по духу. Во время пандемии многие виды психотерапии перешли на онлайн формат. В телесно-ориентированной так тоже можно, но в варианте лайт.
Что доступно полноформатно, так это арт-терапия, разговорная терапия.
Если говорить про эмоционально-образную терапию, то такой метод работает в случаях, когда человек готов взять ответственность на себя. Если ребенку меньше 6-7 лет и родитель готов работать и с собой, и с ребенком, то стоит подумать обетом способе.
Сказка-терапия для ребенка любого возраста – это отлично. Придумывание сказки вовлекает ребенка. Он сам создает целый мир, сам им управляет и сам видит результат. Это очень важно. Он рассказал или нарисовал сказку, которой до этого не было. Это его собственная сказка. Очень важно наблюдать за ребенком, что у него получается, а что нет. Важно не навредить. Но, если он лепит и ему нравится – то пусть. Пусть это будет монстрик, но это его монстрик. Для ребенка это будет друг, мультяшка. В этом плане дети сейчас шире смотрят.
Спасибо Олегу Андриенко, что поделился с фондом «Страна Чудес» своими знаниями и мыслями.
Для тех, кто интересуется танатотерапией и хотел бы попасть на прием: https://www.facebook.com/groups/3740014449557698
Бонус от психотерапевта:
Посмотрите старый добрый фильм «Форрест Гамп». Он очень вдохновляет!