Беседа с экспертом. Доктор психологических наук Валерия Карпинская.

Беседа с экспертом. Доктор психологическиех наук Валерия Карпинская.

В этом году наш фонд организовал новую рубрику «Беседа с экспертом», в рамках которой провел 5 интервью с экспертами, специализирующимися на работе с детьми с ДЦП. Год подходит к концу и нашим декабрьским гостем стала Доктор психологических наук – Валерия Карпинская.

Читайте наше интервью, чтобы узнать об игровом методе в реабилитации детей, важности чувства гравитации и необходимости общения. 

Валерия, здравствуйте. Расскажите нашим читателям и благотворителям, чем вы сейчас занимаетесь, какие исследования проводите?

Приветствую всех читателей и благотворителей. Меня зовут Валерия Карпинская и я доктор психологических наук. Год назад я пришла в компанию по производству оборудования для развития и коррекции «Сова-Нянька» в Санкт-Петербурге. В компании есть специальное подразделение – научно-методический центр. Специалисты, работающие в центре, разрабатывают и проводят программы  занятий с использованием оборудования для сенсомоторной интеграции, проводят апробацию оборудования, создают программы обучения. В психологии я специализируюсь на сфере восприятия и действия. Это очень близкая тема к тому, чем занимается центр, присоединиться к команде мне предложила руководитель центра Мамина Татьяна, когда-то мы защищались у одного научного руководителя Аллахвердова Виктора Михайловича, поэтому наши методы в чем-то схожи и нам легко работать вместе.

В конце прошлого года компания «Сова-Нянька» установила свое оборудование в детской поликлинике #37 Красносельского района Санкт-Петербурга. Это крупный медицинский центр, где особое внимание уделяется недоношенным детям и детям, страдающим детским церебральным параличом. Так у нас проявилась возможность работать вместе со специалистами в области медицинской реабилитации, разрабатывать и апробировать программы вместе.

Как вы выстроили работу с детьми с ДЦП? 

Подвесное оборудование – это интересно и необычно. Но что с ним делать? Ну покачается ребенок, поползает. И на этом все. Наш подход другой – создать развивающую ситуацию. Сделать так, чтобы ребенок максимально выкладывался. Для каждого занятия разрабатывается маршрут. Например, нужно что-то собрать, преодолеть «горы», «лаву», где-то проползти. Ребенок становится действующим лицом сказки.

Мы объединяем детей в группы и они достигают совместных целей. За 40-50 минут выполняют все упражнения. Когда стоит задача проработать конкретные мышцы,мы советуемся с инструкторами  ЛФК – они показывают, какие мышцы должны прорабатываться во время занятия.

Конечно, мы стараемся определить эффективность наших программ. Сейчас мы разработали систему, благодаря которой можно частично эту задачу решить. Мы создали диагностику сенсомоторной интеграции: детям даем задания – на экране пройти лабиринт, нарисовать схему, повторить движения. И на основании таких задач решаем насколько эффективно наше вмешательство, есть ли положительная  динамика.

Как проходит занятие в центре?

Центр обладает большим ассортиментов тренажеров. Что с ними делать? Ну покачается ребенок, ну поползает. И на этом все. Наш подход другой – ребенку должно быть интересно. Как сделать максимально чтобы ребенок выкладывался? Для каждого занятия вырабатывается маршрут. Например, нужно что-то собрать, преодолеть «горы», «лаву», где-то проползти. Ребенок находится в сказке.

Кроме этого, мы объединяем детей и они достигают совместных целей. За 40-50 минут они выполняют все упражнения. Задача инструктора ЛФК – указать, какие мышцы должны прорабатываться во время занятия. 

Конечно, мы стараемся определить эффективность наших упражнений. Сейчас мы разработали систему, благодаря которой можно это выяснить. Детям мы даем задания – провести по экрану, пройти лабиринт, нарисовать, повторить движения. И по результатам смотрим, насколько эффективны были занятия. 

На занятиях в группе вы создаете команду или включаете в игру элемент конкуренции?

Нет, мы не вводим конкуренцию. Напротив, мы развиваем коммуникацию. Дети друг другу помогают, становятся активнее и более открытыми.  

Вы сказали, что в центре могут заниматься только дети с легкой формой ДЦП и с сохранным интеллектом. Могут ли быть исключения?

Четкой линии нет. У каждого ребенка с ДЦП разная форма и проявления заболевания. Например, год назад нас пригласили к очень тяжелым деткам с ДЦП. Мальчик сидел в кресле и у него сломалась нога. Такой был спазм. С такими формами мы пока не можем брать. Таким детям мы рекомендуем обращаться в диспансеры. Для того чтобы помогать таким детям, требуется больше исследований. В крайнем случае мы берем детей с заболеваниями ЦНС, но с разрешением невропатолога. Это обязательно.

Нужна ли психологическая помощь родителям детей с ДЦП?

Необходима. Они в сложной жизненной ситуации и поддерживать их надо. Это не конец жизни и они не одиноки – таких семей тысячи. Родителям необходимо понять, что жизнь продолжается. Причем и у них. Этого осознания родителям не хватает. Именно поэтому в пакет наших услуг входят 3 консультации для родителя. Это помогает задать настрой в реабилитации, улучшить общую атмосферу в семье и поддержать не только детей, но и взрослых.

Еще родителям необходимо демонстрировать прогресс. Девочка пришла на занятия, мама присутствовала и наблюдала за процессом. Она даже не знала, что ее дочка может так двигаться, как это происходило в нашем зале.

Сколько требуется времени или занятий для видимого результата? 

Для каждого по-разному. Но, нередко с первого занятия виден результат. И родители выходят изумленные. А затем идет длительная работа. Результат нужно закреплять.

У нас был мальчик, он не мог ходить по лестнице. На занятиях он научился перешагивать препятствия (на второе или третье занятие).  Понадобилось еще 3-4 занятия для закрепления результата и переноса его в обычную жизнь.

Конечно, о полном выздоровлении в случае с ДЦП говорить не приходится. Но улучшить качество жизни, научить справляться – можно. Чем мы и занимаемся.

Какие занятия необходимо проводить дома, чтобы дополнительно закрепить результат? 

Очень нужно подвесное оборудование. Причем, чем раньше начнутся занятия на нем, тем лучше. Такое оборудование формирует чувство гравитации. Последние исследования говорят, что оно необходимо и для физического развития, и для ментального. Чувство гравитации складывается из вестибулярного аппарата, проприоцепции и глазодвигательных реакций. Оно развивается в первые годы жизни. Поэтому, развивая его, можно избежать задержек развития еще на начальном этапе.

Проблема детей с ДЦП – над ними все трясутся и они не гуляют на обычных площадках. Они ограничены в движениях и это только усугубляет их состояние. Если есть возможность купить подвесное оборудование с неустойчивыми скользкими поверхностями – отлично. Не забывайте о безопасности, но и не запрещайте ребенку быть ребенком. Качаться, крутиться – все это развивает чувство гравитации. Еще хороший вариант – гамак или шведская стенка.

Вся жизнь ребенка устроена таким образом, что он ограничен. Родители переживают, я понимаю. Создайте пространство безопасности и дайте больше свободы. Если мы устраняем элемент ограничений, то видим как происходят чудесные вещи.

Приведу пример, у одного из наших коллег врачей есть девочка. Девочка не могла лазить, ходить. Прошел месяц интенсивных занятий и девочку было не узнать, она стала активна, запустилась речь. Вот такое чудо. Оказывается мы попали в терапевтическое окно до 4 лет, когда можно компенсировать нарушения чувства гравитации именно при применении подвесного оборудования.

Что вы обычно говорите родителям с ДЦП? Как помогаете им принять состояние ребенка?

Как я уже говорила, самое основное – понять, что это жизнь, это не катастрофа. Теперь это так. Что из этой ситуации я могу извлечь? Ведь у каждого ребенка свои проблемы. У талантливых детей тоже свои сложности. Им может быть скучно в обычной школе, со своими сверстниками, они начинают плохо себя вести падает успеваемость, развивается асоциальное поведение.

У каждого ребенка есть некоторые исходные данные, и мы пытаемся прийти к наилучшему возможному результату.

Устроить жизнь ребенка так, чтобы ему было комфортно. Каждый должен прожить жизнь максимально радостно, полно и счастливо.

На страницах психолога и центра «Сова-Нянька» вы можете найти бесплатные вебинары, статьи и исследования, которые помогут вашему ребенку стать здоровым. 

Обратиться к психологу Валерии Карпинской можно в Instagram:

www.instagram.com/psyhologvdele.spb/

Центр «Сова-Нянька»: https://nannyowl.ru/