Беседа с экспертом. Интервью с дефектологом и логопедом Александрой Беспаловой

Беседа с экспертом. Интервью с дефектологом и логопедом Александрой Беспаловой

В нашем ежемесячном проекте «Беседа с экспертом» приняла участие эксперт по дефектологии и логопедии Александра Беспалова. Мы проговорили о методах реабилитации и профилактики речи, особенностях материнства детей с ДЦП и о том, что для Александры значит помогать людям. 

Мы считаем важным рассказывать людям о детях с ДЦП, информировать общество об особенностях болезни и делиться с родителями свежей и интересной информацией о методах лечения. Расскажите, как вы пришли к тому, чтобы связать свою жизнь с лечением детей с ДЦП.

Прежде всего, хочется указать на то, что мой опыт работы с детьми с ДЦП начался с того, что я являюсь мамой ребенка с ДЦП. Кроме этого я училась в ЯГПУ на факультете дефектологии, окончила курсы Марианны Лынской по логопедии, проходила курсы логомассажа и по сей день постоянно совершенствую свои знания и навыки. 

Сейчас работаю с детками с ДЦП, знакомлюсь с новыми методами, в том числе на практике, и в общении с другими мамами.

Правильно я понимаю, что мамы сами придумывают новые методы развития речи?

Да, правильно. Я познакомилась с такими мамами в РЦ в Ярославле. В последствии образовался чат мам детей с ДЦП. В чате я написала, что учусь на дефектолога и прохожу переподготовку на логопеда. Так мамы начали меня приглашать позаниматься с их детьми. Сами мамы идейные, образованные, часто ездят по России и заграницу на реабилитации, поэтому мы учили друг друга – и я их, а они меня.

Какие методы в логопедии и дефектологии считаются самыми эффективными?

Не открою секрет, что сенсорная интеграция уже лет 10 как считается самым эффективным способом профилактики и реабилитации. Что это такое? Это работа с мелкой моторикой, например при помощи игры с крупами, ароматерапия.

Речь – это высшая нервная деятельность, которую необходимо запускать и поддерживать, ведь ДЦП – это не только нарушение двигательной функции. Это в том числе и проблемы с речью. А в некоторых случаях это может быть и эпилепсия, и нарушения зрения, и смежные нарушения. Работы много. 

В работе необходимо учитывать все особенности деток. Например, иногда врачи забывают о том, что температуру у детей с эпилепсией и нарушениями нервной системы необходимо ликвидировать сразу же. Забывают о том, что даже у логомассажа бывают противопоказания. Этот метод нельзя использовать при эпилепсии. 

Поэтому метод нужно подбирать индивидуально. То, что подходит одному ребенку, не подойдет другому.

Наука не стоит на месте и во многих сферах появляются все новые методы лечения. Как обстоят дела в дефектологии и логопедии? В этой науке тоже существуют новые методы лечения и профилактики?

На самом деле, как коррекционная педагогика, дефектология не сильно продвигается вперед. Пьедестал института, к сожалению, стоит на месте. Когда я училась в институте нам дали базу, теорию, которая остается актуальной и по сей день. Остальные знания, так необходимые в лечении, я добираю на различных курсах и непосредственно во время практики.

Самые интересные инновации придумывают сами мамы. Например, в институте мы изучали дефектологию аутизма, работу с сурдодетьми. Но на практике все не так. Дети с ДЦП обычно имеют нарушения смежных типов. Как с ними работать? Информации в стенах института об этом вы не найдете. Поэтому приходится изобретать новые методы – смежные.

Можете поделиться с нами несколькими способами работы с ребенком?

  1. Способ, который придумали мамы из нашего чата. Если дома есть AVON или Oriflame каталоги, не выбрасывайте их. Они могут стать отличным тренажером. Попросите ребенка потереть пальчиком страничку, в которой запечатан аромат.Первое – это мелкая моторика. Второе – ароматерапия. К тому же, сделать вдох это тоже труд для ребенка с ДЦП. Вот и получается сенсорная интеграция.
  2. Дома должны быть короба с различными сенсорными материалами: греча, кинетический песок, вода, орехи. Макароны не советую использовать, они царапаются. Посадите ребенка возле материалов и попросите его идентифицировать их. Можно использовать и совсем крупные, например яблоки, баклажаны, персики. Тогда к развитию мелкой моторики присоединится и ароматерапия.
    Если ребенок понимает обращенную речь, давайте ему указания: «Дай банан», «Возьми яблоко» или «Положи красный», «Спрячь синий». Инструкции должны быть максимально короткими и простыми. 
  3. Если ребенок не может включится в работу, воспользуйтесь следующим упражнением.
    Возьмите две емкости с водой. Одну наполните холодной, а вторую теплой, слегка горячей, но комфортной, жидкостью. Посадите ребенка по-турецки и положите ручки поочередно крест накрест в емкости. Ребенок включится моментально. Дальше идет коррекционная работа
  4. Способ для деток, кто не понимает обращенной речи. Берем стручок корицы, закладываем за верхнюю губу и натягивает к носику. Стручок обволакивают мышцы рта, а запах, в котором содержатся эфиры, расслабляют ЦНС. Отличное упражнение для конца дня. 

И важно: необходимо запомнить, в работе с детьми с нарушением ЦНС нужно использовать минимум три образа. Плоский, объемный и вкус/аромат. Как это все соединить? В упражнениях можно использовать аромамасла, настоящие фрукты/овощи, картинки, сенсорику. С использованием различных методов восприятия у ребенка создается ассоциативный ряд. Постепенно он начнет различать предметы. Это отличное упражнение для тех, у кого присутствует пищевая избирательность. 

ДЦП – болезнь, с которой необходимо бороться всю жизнь. Это касается и речевой деятельности? Возможно ли восстановить речь полностью?

Все зависит от степени ДЦП. В некоторых случаях возможна полная или практически полная реабилитация, в других случаях некоторые симптомы останутся. Например, дизартию корректируют при помощи логомассажа и криотерапии (кусочком льда). 

Что касается взрослых людей с ДЦП. Недалеко от меня живет молодой человек с ДЦП. Я наблюдаю за ним с самого детства. Он сам ухаживает за собой, работает программистом, имеет семью и дочь. Выглядит счастливым. Это вселяет надежду. 

Вы как мама наблюдаете за сыном. Как другие дети относятся к детям с ДЦП? 

Сейчас общество информировано о ДЦП, поэтому дети тянутся, общаются. На примере моего сына: он не разговаривает, но он все равно контактный. Также было и с моим взрослым соседом с ДЦП. По началу он был в коляске, дети не были злыми, общались. Поэтому в этом плане все хорошо. 

Что бы вы посоветовали другим мамам детей с ДЦП?

Никто об этом не говорит, но у мам бывает период, когда они стесняются своего ребенка. Они не выходят гулять, закрываются в четырех стенах. Этого делать нельзя. Ни для ребенка, ни для мамы. Дети с ДЦП в большинстве своем контактные. Они хотят слышать, как поют птички, как проезжает машина, как смеются другие дети. Не лишайте их этого. 

Мы не рождаемся с этими знаниями, поэтому важно проговорить:

  1. Найдите единомышленников, создайте чат, найдите поддерживающее общество. Часто друзья пропадают, а поэтому нужно искать новых. Мамы здоровых детей не всегда понимают нас. Они живут мечтами о том, кем будет их ребенок когда вырастет, в какой спорт его отдать. Наши мечты, которые были до и во время беременности, заканчиваются. Они сгорают. Мы понимаем, что наш ребенок в хоккей, скорее всего, не пойдет. Остается узкая полоса выбора. И это сложно. 
  2. Найдите увлечение. Книга, хобби, дополнительное образование. Не забывайте о себе! Оставьте себе кусочек счастья. Это тяжело, но вы справитесь.
  3. Не забывайте про сон. Ложитесь спать вместе с ребенком. Если вы выгорите, если ваш ресурс закончится, то как продолжать лечение? 

Как сочетается роль мамы и логопеда? Вы занимаетесь со своим сыном или предпочитаете оставлять работу за пределами семьи?

Когда моему сыну было 7 лет, он начал меня отвергать. Я ему стала не нужна. Ему надоели постоянные занятия, обнимашки, развивашки. Он начал входить в свою личность и сепарировался. Маме нужно уловить этот момент, принять и отступить. Для меня это была трагедия. Но я это приняла, дала ему возможность быть наедине с собой и учла его право на личное пространство. Стараюсь дома быть мамой. 

Расскажите, пожалуйста, о самых запомнившихся случаях из практики.

Начну с того, о чем не говорится в учебниках. Дети с повреждениями мозга – это барометры настроения. Они чувствуют все. Я пошла к девочке как педагог. До этого у меня была ссора с мужем, но я успокоилась, мы решили проблеми и я, как думала, пришла на работу в полном порядке. Девочка, с которой должно было проходить занятие и которая всегда до этого вела себя прекрасно, начала рыдать. Занятие пришлось отложить. Вывод. Перед работой с детьми с ДЦП постарайтесь не травмировать свою психику, контролируйте эмоции максимально сильно, либо просто отменяйте занятие. 

Другой случай из практики. Занятия с мальчиком, который был практически безнадежен, начались в сентябре. Решили использовать новый метод работы на эмоциях по запуску речи и логомассаж. Сейчас июль. Ребенок начал говорить, стал более координированным, повторяет окончания. Мама довольна, я в легком шоке. О чем это говорит? Сдаваться нельзя – нужно работать. 

Есть случаи, которые касаются не только речи, но и базовых навыков. Например случай с лежачим мальчиков. Он не умел глотать. Процесс приема пищи длился 2-3 часа. Маме было очень тяжело. Представьте, это нам с вами глотать – это как дышать. А детям с ДЦП это очень тяжело. Мальчик научился глотать, дышать носом. Это очень важно. 

Когда я только начала работать, я плакала. Дети есть разные. Дышать не умеют, глотать не умеют, мамы в депрессиях. А тут пришла я и облегчила им жизнь. Это для меня очень важно.

Страница Instagram эксперта по логопедии и дефектологии Александры Беспаловой

www.instagram.com/bespalovalogoped