Беседа с экспертом. Интегративный логопед Анастасия Расстригина.

Августовским гостем нашей ежемесячной рубрике «Беседа с экспертом» стала интегративный логопед Анастасия Расстригина @neurora_gloria. Мы пообщались на тему новейших методов реабилитации речи, особенностях работы с детьми с ДЦП и о том, как важно видеть в ребенке личность.

Анастасия, как начался вам путь в логопедии? Как вы пришли к профессию?

Изначально я училась на специального психолога и в дальнейшем хотела работать клиническим психологом в отделении психоневрологии с людьми, перенесшими инсульт. Мои планы сорвались, когда меня не взяли на работу из-за отсутствия опыта. Тогда я сделала ставки на свое второе образование, которое получила модульно – образование логопеда. Я попала на работу в частный центр в моем городе.

Наверное, все таки не зря все сложилось именно так, ведь меня всегда завораживали слова. Особенно сложные слова, медицинская терминология, аббревиатуры. Только представьте, насколько это удивительно: вы идете и говорите, в вашей голове складываются мысли. Это дар.

В чем особенность вашей работы с детьми как логопеда?

Прежде всего, я рассматриваю ребенка не как болезнь или диагноз, а как личность. Это первое, что необходимо учитывать. Здесь сыграла роль моя первая профессия – психолог. От личности необходимо отталкиваться и понимать, как взаимодействовать с ребенком, в чем заключаются его особенности, черты характера, потенциал. Психология – это базовая вещь, которую я использую в работе.

Но прежде всего, вы интегративный логопед? Что такое интегративная логопедия и в чем ее особенность?

Интеграция – это объединение в единое ради цели. В нашем случае, объединение областей знаний и методик для улучшения качества работы логопеда. Совокупность знаний из нейропсихологии, нейрофизиологии, нейролингвистики, биохимии и генетики речевых процессов направлены на одну конечную цель – развитие речи.

Я стараюсь искать исток проблемы речевого нарушения, опираясь на все эти знания и, работая комплексно. Речь не нарушается сама по себе. Бывает, что ко мне обращаются с одной проблемой, но я вижу ее исток и мы работаем уже с первопричиной. Люди не всегда готовы, но это всегда действует. Я смотрю на пациента как на систему, в которой все связано. Например, мы не может отделить речевую моторику от общей. Они находятся в связке на уровне головного мозга.

Получается, в логопедии важно использовать и новейшие открытия. Скажем, все знают про новости из мира хирургии. О них говорят по телевизору, пишут в научно-популярных журналах. Но как развивается логопедия?

Прежде всего, она развивается. Сейчас стало гораздо больше грамотных, системных специалистов. Я стала чаще сталкиваться с тем, что логопеды признают, что нарушения речи не первичны. У проблем с речью существует связка с двигательной, когнитивной и психологической сферой. Это не может не радовать. Идет большое разделение на узкие сферы. Логопеды начинают возвращаться к своим истокам, вспоминают про первоначальную миссию – работу с речью.

В работе логопедов стало использоваться много новых технологий. Например сенсорная интеграция, нейрокоррекция, нейропсихология, тейпирование.

В чем основные причины нарушений речи?

За свою практику я сделала вывод, что основных проблем несколько. Я выделяю 5 основных причин:

1. Обмен веществ

2. Кровоток

3. Электроактивность головного мозга

4. Положение плода во время беременности (положение тела влияет на положение ствола головного мозга)

5. Родовые травмы.

Родовые травмы часто становятся и причиной ДЦП. У многих детей с диагнозом ДЦП наблюдаются проблемы с речью. Какие особенности в работе с детьми с церебральным параличом вы наблюдаете в работе?

Ко мне часто обращаются дети с ДЦП. Часто ко мне приходят, когда уже один специалист не справился. Для меня не бывает проблемного случая.

Для меня каждый случай – это вызов подумать над решением.

Как можно обставить процесс коррекции так, чтобы эффект был максимальным? Основная особенность в работе с детьми с ДЦП – двигательная сфера. Важно понимать ограничения. Тогда возникает вопрос: как я могу прийти к результату обходным путем?

Приведу пример, мне надо дать стабилизацию языка. Как это сделать? Стабилизировать стопу. Не очевидно, но язык и стопа – связаны. Тогда, при условии сохранного интеллекта, в работе с ребенком со спастикой я даю ему мягкую опору под ноги. В случае атоники – жесткая опора. Это знание нейрофизиологии. Как построено все в организме? Что с чем связано? Ответы в этой науке.

Еще одна особенность – зависимость ребёнка от эмоционального напряжения. В этом случае важно тонко чувствовать ребёнка и не передавить, иначе могут быть ухудшения. 

Расскажите о своем самом интересном опыте.

У меня в практике была одна потрясающая девочка. Мы работали с ней в нескольких направлениях: нейролингвистике и нейрологопедии. У девочки очень крутой интеллект. Она смышленная и даже изобрела свою систему коммуникации. В ее речи есть некоторый набор звуков, которого не всегда хватает для полноценного общения. Так вот она научилась строить предложения на основе этих звуков и жестов. Это доказывает, что ее эмоциональный интеллект на высоте. И что он очень важен в работе.

Родители девочки пришли с интересной проблемой. Она не сообщала о том, что хочет в туалет, поэтому в 5 лет ей приходилось ходить в подгузниках. Запрос родителей – помочь решить эту задачу. Уже на пятое занятие у нас произошел прогресс. Девочка научилась контролировать естественные процессы. А произошло это благодаря пониманию, как по рефлекторной дуге связаны мышцы таза и рта. Результат сохраняется до сих пор.

В случае с пациентами с ДЦП не всегда можно рассчитывать на полноценную работу. Это зависит от двигательных способностей и сохранности интеллекта. Как удается обходить индивидуальные особенности и находить методы лечения?

Да, действительно бывают случаи, когда тело не может обеспечить всего, что требуется от него во время лечения. Например, в моей практике был случай. Мальчик, 16 лет, тело 5-летнего ребенка. Спастика была очень сильной, но при этом ребенок все понимает. Он умеет считывать эмоции, мимику, речь, интонацию, но сам говорить не может. В этом случае помогают пассивные техники, которые работают на рефлекторном уровне.

Как я и говорила, ограничений практически не бывает, бывает вопрос: а что я могу сделать?

Я могу использовать замену. Метод ПНФ (проприоцептивная нейромышечная фасилитация) мы используем при сохранном интеллекте и нормальных двигательных функциях, в обратном случае используем рефлекторную деятельность. В работу включается ложечка, тогда движения совершаются исходя из рефлексов. Как вариант можно поработать с мышцами глаз и тем самым улучшить язык. Эти мышцы в одной оболочке переплетаются, поэтому если я сделаю массаж глаз, подвигаю глазное яблоко, то я дам такие же микродвижения в мышцах языка.

В каком возрасте лучше начинать занятия с логопедом?

Сейчас развивается превентивная логопедия. Это работа с младенцами и детьми раннего возраста. В таком методе мы опираемся на общую физиологию. Самыми первыми органами в теле человека, которые развиты сразу после рождения – это вестибулярный аппарат и область челюсти. Почему именно они? Они будут все обеспечивать такие жизненно важные процессы как глотание, сосание, а значит и самостоятельное питание и дыхание.

Таким образом, начинать занятия с логопедом можно в самом раннем возрасте. Как только вы заметили недостатки – обращайтесь к специалисту. Скорректировать можно многое. Слюни текут – логопед поможет. Не жует – будет жевать. Главное, обращать внимание на грамотность специалиста, на методы его работы.

В любом случае, работа с логопедом – отличное подкрепление в борьбе с ДЦП. ЛФК, Бобат-терапия и другие методы реабилитации могут стать эффективнее при работе с грамотным специалистом-логопедом.

Спасибо Анастасии Расстригиной за интервью!

Контакты для обратной связи с логопедом:

https://uslugi.yandex.ru/profile/AnastasiyaAnatolevnaRasstrigina-463968

https://instagram.com/neurora_gloria

Чтобы помочь детям с ДЦП:

Посетите официальный сайт БФ «Страна Чудес»  https://bfstranachudes.ru/assist/donate/

Поддержите нас в социальных сетях www.instagram.com/bf_strana_chudes

Отправьте СМС на номер 3443 с текстом АЛИСА 100 (где 100 – любая сумма пожертвования) *актуально только для абонентов МТС