Основная задача родителя: научить ребенка с ДЦП быть самостоятельным. Интервью с мануальным терапевтом Сухоруковой Алиной.

Основная задача родителя: научить ребенка с ДЦП быть самостоятельным. Интервью с мануальным терапевтом Сухоруковой Алиной.

О ДЦП, методах борьбы и психологии болезни с журналистом фонда «Страна Чудес» пообщалась Сухорукова Алина Сергеевна — врач реабилитации, мануальный терапевт, специалист ВТЭС.  

Интервью с экспертом

Алина, спасибо вам, что вы согласились стать первым героем нашей рубрики с экспертами. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы с детьми с ДЦП и в чем, как вы думаете, основная цель вашей работы? 

Мой путь к работе с детьми ДЦП начинался еще в университете. В 2014 году я окончила Ивановскую Государственную Медицинскую Академию. Уже с четвертого курса я заинтересовалась мануальной терапией. В последствии я видела, как этот метод приносит колоссальный успех, а поэтому стала углубляться в изучение и до сих пор советую этот метод при реабилитации ДЦП.  

Примечание: мануальная терапия — это вид лечения, который затрагивает сразу несколько медицинских разделов: неврологию, нейрофизиологию и ортопедию, а именно поэтому показывает отличные результаты в борьбе с ДЦП.  

Цель моей работы — помочь. Работа врача – это всегда призвание. Мы не можем говорить о лечении, если нам не нравится то, что мы делаем. Например, акушерка станет хорошей только при условии, что она любит детей. 

работа врача – призвание

Медицина развивается с каждым годом и появляются новые методы реабилитации. Какими из них пользуются в наше время? 

Современная медицина развивается в сторону воздействия на сами нейроны. То, что происходит в науке на западе (работа с биоскелетами, биоизлучением, нейрохирургия и стимуляция мозга) постепенно развивается и у нас. Могу сказать, что в будущем лечение ДЦП будет основано именно на стимуляции мозга.  

Вообще, я поклонник методов стимуляции мозга. Эти способы позволяют воздействовать на причину. Как мы знаем, ДЦП — это заболевание мозга, а поэтому именно с ним и нужно работать. Мозг это удивительный орган, который способен «перебрасывать» функции одного участка, пораженного, например, кистой, на другие, здоровые участки. 

Важно понимать, что те способы, которые существуют сейчас — это не волшебная таблетка. Мы не можем восстановить функционирование мозга чудесным образом. Реабилитация ДЦП — это трудоемкий процесс, который требует длительного участия. Результаты появляются по капельке. И чем раньше вы начнете лечение, тем лучше.  

Затрагивая тему обнаружения диагноза, с чего вы можете посоветовать начинать лечение? 

Узнать диагноз — это стресс. Я знаю, что многим мамам приходится справляться с грузом ответственности в одиночку.  

Мамы детей с ДЦП, дети и повзрослевшие люди с ДЦП — это те, кто в первую очередь достоин восхищения. Их сила воли, желание жить и стремление к выздоровлению.  

Основная задача родителя: научить ребенка быть самостоятельным и принять, что он должен уметь жить самостоятельно! Это первое, что хотелось бы подчеркнуть. 

Само же лечение начинается с осмотра педиатра, которое может быть спровоцировано опасениями родителя за развитие ребенка. Например, если ребеночек не поднимает головку в 3 месяца, следует обратиться к педиатру. Если подозрение остается, идите к детскому неврологу. Выбирайте специалиста грамотно. У него, что называется, должен быть глаз наметан на проблему.  

Если все же диагноз подтверждается, то моментально начинайте лечение. Не теряйте драгоценное время. Чем раньше вы начнете, тем лучше. Да, в нашей стране устанавливают диагноз только после наступления 1 года, но занятия ЛФК, массаж, мануальную терапию, всяческие проверки МРТ и УЗИ делать можно и до года. Именно в это время мозг наиболее пластичен.  

терапевт о борьбе с ДЦП

Правильно ли я понимаю, что реабилитация ДЦП — это трудоемкий процесс, который может длиться всю жизнь. Действительно ли реабилитация не останавливается никогда?  

Да, к сожалению, ДЦП — это та болезнь, бороться с которой приходится всю жизнь. Это осознание должно прийти и к ребенку, и к семье. В конце концов, бороться придется ребенку и одному. Родители должны дать ребенку это знание.  

Сама реабилитация — это, безусловно, трудоемкий процесс. Но база лечения — это ЛФК, массаж, физиотерапия и оперативное вмешательство. Это могут быть надсечки, вытяжения, введение ботокса и другие методы. Бояться операций не нужно. Самое главное — консультироваться с хорошим врачом и подбирать то лечение, которое подойдет именно вам. 

Последние годы приобрела популярность терапия, основанная на общении с животными. Что вы можете сказать о таких методах лечения, как дельфинотерапия? 

Для начала, необходимо понимать, что ДЦП — это не ОРВИ. У ДЦП очень много вариаций, степеней тяжести, разная сохранность интеллекта. ДЦП может быть у здорового, на первый взгляд, человека. Также ДЦП может быть и у полностью лежачего ребенка. Но, если говорить о детях ходячих, то все очень индивидуально и лучший вариант — это посоветоваться со своим лечащим врачом, который даст индивидуальные рекомендации.  

Но новизна и положительные эмоции — всегда хорошо. Детям интересно заниматься с животными. Это их успокаивает. Поэтому лишними такие занятия не будут. Кроме этого, занятия в воде тоже приносят свои плоды в реабилитации ДЦП. Вода при этом должна быть не более 20 градусов. 

Есть ли какие-то особенности воспитания ребенка ДЦП? Возьмем случай сохранности интеллекта.  

Родителям важно понимать, в лечении ДЦП нет места жалости. Вы не должны жалеть своего ребенка, а должны идти с ним рука об руку и поддерживать. Где начинается жалость, там начинается эгоизм.  

Действительно, поддержка семьи и поощрение — важный элемент реабилитации. Очень воодушевляет видеть ребят 18-19 лет, которые выводят себя на потрясающий уровень! Это становится возможно не только благодаря силе воли, но и благодаря поддержке. Они уверены, что семьям рядом.  

Меня поддерживают, меня любят, меня поощряют.  

Это действительно работает.   

важное в борьбе с ДЦП

Поговорим о причинах возникновения ДЦП. С чем вы связываете появление болезни? И действительно основной фактор риска — роды? 

Да, часто можно встретить обвинение акушеров в возникновении ДЦП. Не скрою, что такие случаи встречаются. Но на моей практике, я была свидетелем всего одного-двух таких случаев. Поэтому говорить о том, что это правило — нельзя. Ни один врач не враг вам. Но и не следует забывать, что в процессе родов участвует трое. Это не только врач-акушер, но и роженица, и ребенок. Если то, как поведет себя ребенок мы контролировать практически не можем, то мамам остается полагаться на профессионализм врачей и на себя. Есть мамочки, которые очень грамотно готовятся к родам. Правильно дышат, ведут себя спокойно, слушаются во всем врачей. Такое поведение в разы увеличивает шансы на благоприятный исход родов. 

Если говорить о других факторах риска, то это, например, незапланированная беременность, когда женщина не успевает пролечиться и ряд других причин. На самом деле, аномалия может появиться в абсолютно любой семье. Поэтому найти конкретную причину не всегда возможно.  

Расскажите о своих самых удивительных случаях в практике. Были ли такие пациенты, которые особенно вас поразили. 

В моей практике случалось сталкиваться с уникальными случаями. Например, у одной моей пациентки была киста, которая занимала половину мозга. Честно говоря, я думала, что снимок принадлежит неходячему ребенку.  

И каково было мое удивление, когда в кабинет забежала радостная девочка. При общении я заметила, что у нее плохо сгибается ножка и ручка. Но в остальном это был здоровый ребенок. О чем это говорит? О том, что пластичность мозга позволяет брать на здоровые участки те функции, которые поглощены кистой. Детский мозг проявляет уникальные свойства нейропластичности. Как раз поэтому так важно не упускать драгоценное время раннего лечения.  

И напоследок, какие советы вы бы дали родителям детей? Что по вашему очень важно в лечении? 

Во-первых: родители должны принимать своих детей. Да, у меня особенный ребенок. Он, скорее всего, не станет футболистом. Ну и что? Он найдет себя в чем-то другом.  

Именно поэтому в центрах проводится психологическая помощь родителям. Родитель не должен проецировать свои переживания на ребенка, не должен показывать жалость и слабость. Дети как губки, они впитывают ваше настроение. 

Во-вторых: новизна и смена деятельности может быть тем самым ключом к скачкам в лечении. Знаете, как бывает. Ребенок занимается ЛФК, проходит курсы реабилитации и медленно проявляются результаты терапии. Потом родители уезжают вместе с ребенком на море. И именно там происходит тот самый скачок, который нужен! А все почему? Эйфория от новых эмоций. Важно не пренебрегать отдыхом и сменой обстановки.  

Спасибо Сухоруковой Алине за возможность узнать мнение специалиста!  

Инстаграм Сухорукой Алины: @alinasukhorukova 

Инстаграм Благотворительного фонда «Страна Чудес»: @bf_strana_chudes/