Максим Мишин: «Если детей с ДЦП реабилитировать правильно, риски осложнений минимальны»

Максим Мишин: «Если детей с ДЦП реабилитировать правильно, риски осложнений минимальны»

Можно ли рассказать о сложной проблеме здоровья ДЦП просто и понятно – так, чтобы  не оставалось вопросов даже у ребёнка? Да, считает Максим Мишин, руководитель БФ «Страна чудес». Не первый год он занимается помощью детям с таким диагнозом, знает о его природе и современных взглядах медицины на заболевание.

– Максим Сергеевич, что такое ДЦП?

Максим Сергеевич МИШИН, руководитель Благотворительного фонда «Страна чудес»

– ДЦП – это сокращение, аббревиатура, она означает «детский церебральный паралич». Всегда дети с ДЦП плохо двигаются, и у них проблемы с центральной нервной системой.

Детский – потому что заболевание начинается в детстве. Церебральный – потому что  у ребёнка повреждается мозг. Паралич – потому что у всех больных детей есть нарушение движения.

– Можно ли понять со стороны, что ребёнок болен ДЦП?

– Да, это заметно. Но только опытный врач-невролог видит это на ранних сроках и предполагает, что есть признаки заболевания.

Когда ребёнок растёт, родители и врачи замечают, что он плохо развивается в движении. У большинства детей – у 70-80% – повышается мышечный тонус, заметнее всего это на примерах мышц рук, ног и спины.

Ближе к году у ребёнка определяется форма ДЦП. Важно понимать, какие движения нарушены: он скованный или наоборот вялый, или у него нет чётких движений.

– Есть отличия у малыша и школьника с ДЦП?

– Конечно, есть. Маленький ребёнок лежит, и мы не беспокоимся за его суставчики. В 7-10 лет обычно  возникает нарушение подвижности суставов, и тогда врач-ортопед помогает врачу-неврологу в помощи ребёнку. В разном возрасте к лечению ДЦП – разные подходы.

Наиболее частая – спастическая форма ДЦП, диплигия. Это разные формы повреждения ручек и ножек, но обычно ноги  поражены сильнее, чем руки. В зависимости от того, что повреждено, у детей бывает параплигия и тетраплигия. Тяжёлая форма – гемиплегия.

– Почему у детей с ДЦП появляется тонус мышц и с чего он начинается?

– Иногда всё начинается рано, ещё во время беременности мамы. В утробе ребёночек должен созреть и окрепнуть. Но иногда он рождается раньше времени и не готов адаптироваться в мире. Возникает повреждение нервных клеток головного или спинного мозга, а иногда и то, и другое.

Разногласие клеток ведёт к повышению тонуса мышц. Поэтому у детей с ДЦП с младенчества специфические позы, узнаваемые и фиксированные. Обычно ручка сведена, ножка вытянута, они стоят на цыпочках.

– Почему мышцы напрягаются?

– Потому что они получают неправильные команды от мозга. В мышцы идёт необработанный сигнал. Когда ток неровно идёт по проводам, происходит перепад электричества.  Вот и здесь: сигнал не фильтруется, и мышцы начинают излишне напрягаться.

– Можно ли вылечить ДЦП?

– Об этом спорят в научном мире. Много вопросов задают мамы. Вылечить ДЦП невозможно.

Задача врача – минимизировать проявления, чтобы они  меньше мешали в жизни. Давать лекарства для расслабления мышц, если нужно, научить глотать, исправить косоглазие, назначить клиническое питание, а при изменениях в суставах  предложить операцию.

Делать всё, чтобы ребёнок не страдал. Это целая наука. Детям с ДЦП  помогает много врачей разных специальностей.

– Какой объем реабилитации должен получить ребёнок?

– Взрослые должны создать все условия, чтобы ребёнок жил и восстанавливался: дома, в специальных центрах. Объем необходимой помощи устанавливает  врач-реабилитолог.

Такой ребёнок живёт  в своём мире, и его можно сделать счастливым. Нужен особый режим, который улучшит его состояние, чтобы у него ничего не болело, развивались суставчики, чтобы он мог стоять вертикально, научился писать.

Если  в помощи и реабилитации всё делать правильно, то можно укрепить здоровье ребёнка и избежать рисков осложнений. Важно радоваться и ставить  посильные цели.

Не надо ждать, что мы вылечим ДЦП окончательно. Надо принять другой образ жизни и жить  в соответствии с ним.

Беседовала Алиса Шляпникова