Беседа с экспертом. Литвиненко Инна Леонтьевна – кандидат экономических наук, специалист в области инклюзии

Беседа с экспертом. Литвиненко Инна Леонтьевна – кандидат экономических наук, специалист в области инклюзии

Рубрика «Беседа с экспертом» выходит уже полгода! За это время с журналистом фонда пообщались психологи, мануальные терапевты, логопеды и другие специалисты, чье призвание – помогать детям. Сегодня гостем нашей рубрики стал не врач, а преподаватель. 

Обучение – это важнейшая часть жизни любого человека. Образование – ключ к полноценной, осознанной жизни, а поэтому родителям необходимо задуматься о возможностях, которые открыты каждому ребенку. 

Литвиненко Инна Леонтьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Московского государственного гуманитарно-экономического университета, специалист в области инклюзии, экономист, политолог, ТВ-эксперт федеральных каналов, общественный деятель по вопросам социализации и трудоустройства молодых инвалидов. 

Мы поговорили о том, какие трудности встречаются на пути к знанию у детей с ДЦП и другими формами инвалидности, на что следует обратить внимание родителям и как поверить в себя. 

❓ Какие дети могутпроходить обучение в школе илиуниверситете, а каким желательно перейтина домашнее или дистанционное обучение?

Конечно, каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Лучшую школу, лучший университет, лучшее образование. Но, будем честны, в случае детей с инвалидностью стоит исходить из возможностей. Обучать деток с нарушениями именно интеллектуального развития весьма сложно. Говорить о получении школьного образования и техники обучения для таких детей – это одно. Говорить об университетском образовании – другое. Ситуация осложняется и, к сожалению, для детей с нарушениями интеллектуального развития высшее образование практически недоступно. 

Тем не менее дети с инвалидностью, но с высоким интеллектом могут получать и школьное, и высшее университетское образование без ограничений. Сложности, конечно, есть. Например, самообслуживание, проведение гигиенических процедур или усваивание материала. 

Выбирая между оффлайн и дистанционным образованием, я бы советовала остановиться на оффлайне, если есть такая возможность. Ничто не сравнится с живым общением и образованием в стенах университета.

❓ Могут ли появиться проблемы с общением у детей с ДЦП и другими особенностями развития и здоровья?

Неспособность выстраивать отношения в коллективе может стать проблемой в тех случаях, когда ребенок до поступления в университет жил в закрытой семье, был отрезан от мира, мало коммуницировал. Наши преподаватели и сотрудники университета поддерживают студента, помогают ему влиться в коллектив. У нас есть психологи, которые справляются с этой задачей. 

Основная трудность, все же, – самостоятельность. Но даже с этим студенты справляются. Например, у нас училась девочка, у которой не было рук. Да, к сожалению. Тем не менее она кушала сама или при помощи подруги, одевалась, всегда была опрятной. Она справилась с тем, что нужно вовремя встать, привести себя в порядок, прийти покушать в столовую, где мы предоставляем завтраки, обеды и ужины, а потом идти на занятия. Все наши студенты справляются с этим.  

Что касается психологических барьеров, дети выстраивают отношения и как соседи. Мы предоставляем общежитие, в котором могут жить двое студентов. Конечно, хочется предупредить родителей, что ответственность за умение студента общаться с другими людьми ложится на плечи родителя. Как он воспитывал ребенка? Не ведет ли будущий студент затворнический образ жизни? От всего этого зависит его будущее и хочется предостеречь родителей от изоляции ребенка в четырех стенах. 

Тема буллинга все еще остро стоит в нашем обществе. Какие меры предпринимают в университете?

Мы учим детей правильно реагировать на слова, люди бывают разные. Родители, как я уже сказала, должны максимально социализировать ребенка. Внутри нашего университета буллинга просто нет. 40% наших студентов – дети с особенностями. И они, и остальные 60% умеют справляться с негативом, умеют выстраивать коммуникацию. 

Плюс дети здесь знакомятся ближе с противоположным полом. И у нас есть случаи создания успешных семей. Особенности или инвалидность – не помеха. Значительное число браков, где один супруг полностью здоровый, а второй с особенностями. 

Подытожив, могу сказать, что буллинга в университете нет вовсе. В любом случае каждый студент может прийти к психологу и обсудить свои университетские, бытовые и общественные вопросы со специалистом.

Как устраивается жизнь студентов с особенностями после выпуска?

Кроме того, что в счастливых браках наших студентов рождаются дети, кстати, абсолютно здоровые и полноценные, у молодых людей появляется желание, потребность вырваться в мир. Получить новый опыт. Мы помогаем с устройством на работу – в университете для этого есть специальная программа, в которой я принимаю прямое участие. Во время обучения у детей появляется опыт самостоятельной жизни в Москве, опыт свободы и ответственности принятия решений. 

У нас очень активные студенты. Одни становятся специалистами в банках, другие – блогерами, а некоторые снимаются в кино и участвуют в КВН. Они становятся полноценными представителями гражданского общества, среди выпускников вуза высокий процент трудоустроенных. Самый высокий в России. 

Наша задача – научить молодых людей быть самостоятельными и помочь отделиться от родителей в самом хорошем смысле. И это доступно всем детям с особенностями, главное – правильный подход.  

Как государство поддерживает детей с особенностями и инвалидностью? Предоставляет ли льготные места?

Как и по всей России, в Москве каждый университет обязан принимать детей с инвалидностью. Для детей существуют обязательные льготы. Об этом объявил наш президент. Наш университет – первый в России ВУЗ, созданный для получения высшего образования именно инклюзивными студентами. 

От редактора: 

Согласно Федерального закона №162-ФЗ от 27.06.2018 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ребенок с инвалидностью может воспользоваться особыми правами по всем выбранным специальностям и претендовать на льготные бюджетные места. 

В настоящее время открыты места для перевода студентов из Украины, ДНР и ЛНР.

Как именно Московский государственный гуманитарно-экономический университет помогает студентам с особенностями? Есть ли специальные программы обучения, оборудована ли дружелюбная среда для перемещений внутри зданий?

Чрезмерная помощь и поддержка не всегда так необходимы, как может показаться на первый взгляд. Мы в университете стараемся помогать в силу потребностей обучающихся. Естественно, при знакомстве, когда к нам приходит новый студент, мы проводим беседы и консультации, выясняем все детали, сообщаем к кому и куда можно обратиться. У нас, например, есть психологическая и медицинская помощь.

Мы учим детей быть толерантными и понимающими. Если одногруппник попросит помочь спуститься в метро, то получит помощь. Но мы считаем важным давать возможность быть самостоятельным. Наши студенты летают в путешествия, отстаивают честь России на Паралимпиаде, среди депутатов в Гордуме есть наши студенты, еще несколько работают в посольствах других стран. Многие выступают волонтерами и помогают другим детям с особенностями. 

Сам университет полностью оборудован под потребности учеников, в общежитии специальная сантехника, все пороги, коридоры и лифты оборудованы и для студентов на колясках, и на костылях. Мы думаем об удобстве и комфорте наших учеников. 

И все же, кроме основной задачи образовательного процесса – получения знаний и профессии – есть и другая, не менее значимая цель: уверенность студента в себе и умение жить в открытом мире. Университет МГГЭУ делает все возможное, чтобы обучающиеся поверили в себя. Дети становятся участниками научных конкурсов и творческих мероприятий, получают незабываемый и бесценный опыт общения с профессорами и другими студентами, видят пример для подражания в предыдущих поколениях выпускников, которые с радостью делятся своими достижениями с молодым поколением. 

ДЦП и другие формы инвалидности – это не приговор. Это не повод опускать руки и перестать верить в мечту. Знания, полученные в стенах университета станут фундаментом к дальнейшей счастливой жизни, а преподаватели – проводниками в это самое счастливое будущее. Верьте в себя и своих детей, смотрите на мир яркими, заинтересованными глазами и никогда не опускайте руки! 

Связаться с экспертом Литвиненко Инной Леонтьевной вы можете в Instagram:

https://instagram.com/innalitvinenko_politolog

Официальные страницы ВУЗа Московского государственного гуманитарно-экономического университета:

https://www.instagram.com/msuhe.official

http://www.mggeu.ru/upravlenie-po-sotsialnoj-rabote/

На сайте будущие абитуриенты и их родители смогут ознакомиться со всеми требованиями, задачами, целями и достоинствами ВУЗа.

Детям с ДЦП требуется регулярная реабилитация, а в особенности в молодом возрасте до 3-5 лет. Чем раньше начинается лечение, тем вероятнее его эффективность. Подопечные фонда «Страна Чудес» – это дети из обычных семей, у многих нет возможности оплачивать дорогостоящие курсы, а без них состояние ребенка не только остается прежним, но и ухудшается. Чтобы помочь детям попасть на обучение здоровыми:

 💚  Посетите официальный сайт фонда bfstranachudes.ru

 💚  Поддержите нас в социальных сетях

 💚  Отправьте СМС на номер 3443 с текстом АЛИСА 100 (где 100 – любая сумма пожертвования) *актуально только для абонентов МТС

С результатами реабилитаций в РЦ «Огонек» и «Вместе с мамой», документами и счетами вы можете ознакомиться на официальном сайте фонда и в наших социальных сетях.